среда, 30 июля 2014 г.

Стиль рококо в архитектуре и интерьере XVIII века

     В Словаре Брокгауза и Евфрона художественный стиль рококо описан так (характерные отличительные особенности этого стиля решила выделить): "Рококо — название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715 — 23), достигшего до полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.
     Отбросив холодную парадность, тяжелую и скучную напыщенность искусства времен Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура Р. стремится быть легкою, приветливою и игривою во что бы то ни стало; она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. 
     В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурною отделкою; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными в некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами; всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собою листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.              Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, стиль Р. оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею оригинальностью, роскошью и веселою красотою, живо переносящими вас в любопытную эпоху румян и белил, мушек и пудренных париков (отсюда — немецкие названия стиля: Peruckenstil, Zopfstil). 
     Стиль Р. выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла в большой почет у любителей искусства. Ср. Schumann, «Barock und Rokoko» (Лпц., 1885); Gurlitt, «Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus» (Штутг., 1886 — 88) и Dohme, «Barock- und Rokoko Architectur» (Б., 1892)".

Архитектура РОКОКО

 
 Парк Сан –Суси в Потсдаме

 
 Антонио Ринальди. Китайский дворец в Ораниенбауме.

 
 Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки в Ораниенбауме.

 
 Wieskirche. Германия

 
 Лепнина рококо

 
 Лестница в стиле рококо

Интерьер и предметы быта в стиле РОКОКО


 
 Интерьер в стиле рококо

   
 Настенное панно в стиле рококо (резьба)

   
 Канделябр в стиле рококо

   
 Подсвечники в стиле рококо

   
 Зеркало в стиле рококо

   
 Настенные часы в стиле рококо


   
 Туалетный столик в стиле рококо

   
 Шахматный столик в стиле рококо

   
 Севрский фарфор (рококо)

   
 Столовые приборы в стиле рококо

   
 Веер рококо

   
 Вазы рококо (эскизы)

Рококо в живописи, скульптуре и других видах искусства

 
 Огюстен Пажу. Мари Жанна Дюбарри

   
 Антуан Ватто. Лавка Жерсена

   
 А. Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны

 
Никола Ланкре . Танцовщица Камарго.

   
 Никола Ланкре. Сцена из трагедии «Граф Эссекс»

Надеюсь, что удалось передать атмосферу эпохи рококо через эти картины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий